Большеохтинское кладбище
Баннер

Поиск по сайту

Вход

Путь к возрождению шедевра архитектуры Выборга - Нового кафедрального собора PDF Печать E-mail
23.02.2015 01:06

Выборг является городом с богатой историей, которая охватывает семь столетий, город обладает уникальными архитектурными памятниками — от средневековья XIII в. до эпохи модернизма первой половины ХХ века. В памятниках Выборга воплощена культура шведского, финского, русского и немецкого народов различных эпох. Некоторые объекты являются уникальными на территории России и не встречаются в других регионах. Так, Выборгский замок — единственный в России памятник средневекового западноевропейского фортификационного искусства XIII в. Временем основания города считается 1293 г., а вершиной формирования градостроительного искусства г. Выборга — конец XIX – начало XX вв.

Архитектурной жемчужиной г. Выборга этого периода становится Новый кафедральный собор, построенный в неоготическом стиле по проекту выборгского архитектора Эдуарда Диппеля к юбилейным празднованиям 1893 г. В Выборге действовали две лютеранские общины: шведско-немецкая (собор Петра и Павла) и финская (церковь сельского прихода, бывший собор доминиканского монастыря). Так как во второй половине XIX века церковь сельского прихода уже не могла вместить всех прихожан финской общины, было принято решение о строительстве нового, большего по размерам здания. Место для постройки было зарезервировано к югу от Эспланады (ул. Крепостная, между домами 30 и 32). Проект нового здания из красного кирпича был утверждён в 1889 г., 3 декабря 1893 г. Собор был освящен, а в 1925 г. получил статус кафедрального.

 


В 1908 г. перед собором был установлен памятник Микаэлю Агриколе, который в период советско-финской 1939-1940-х гг. был утрачен. Микаэль Олави Агрикола – реформатор церкви, создатель письменного финского языка и родоначальник финской литературы. В 1993 г. В Финляндии был отлит новый бюст, который временно экспонировался в библиотеке Алваро Аалто. В 2009 г. памятник вернулся в г. Выборг.



В период советско-финской Новый кафедральный собор частично пострадал. Во время Второй мировой войны зданию был нанесен еще больший ущерб. После войны ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов, но стены храма все же были взорваны в 1953 г. Сохранился цоколь здания с подземной частью, превращенный в клумбу. Центр средокрестия собора отмечен декоративным вазоном, который расположен вдоль фасада городского главпочтамта.
Здание имело три ориентированных с востока на запад нефа, ближе к алтарю пересекавшихся трансептом. Западный фасад украшала высокая колокольня, по бокам от которой находились две небольшие лестничные башни. Своды церкви были расписаны Лаури Вяйлккеном, алтарное изображение было создано Пекка Халоненом, резная кафедра была работы Ханнес Аутерен. В 1895 году финский органостроитель Й.А. Цакариаессен изготовил для храма большой орган на 45 регистров. Этот инструмент заменили в 1929-1930 гг. ещё более крупным органом, выстроенным фирмой «Братья Ригер» в Силезии. Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относился к числу крупнейших в Скандинавии. Всего здание собора вмещало до 1800 прихожан.



Новый кафедральный собор являлся высотной доминантой города Выборга, имевшей большое градостроительное значение.
Рядом с Собором в 20-е гг. был установлен памятник погибшим в гражданскую войну, который был утрачен. В 2000 г. на этом месте установлен памятник памяти похороненным жителям Выборга.



В связи с принятием решения правительства Российской Федерации и Министерства культуры разработана Концепция сохранения исторической части г. Выборга и по результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы и общественного обсуждения появилась возможность реставрации с воссозданием утраченной части собора и приспособлением под культовую или культурно-туристическую функцию выявленного объекта культурного наследия - «Новый кафедральный собор», как градостроительной доминанты.



Статья подготовлена Национальным реставрационным фондом памятников архитектуры и искусства и одобрена Епископом Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.